Плюсы и минусы криптовалютной экономики в MMORPG

Плюсы и минусы криптовалютной экономики в MMORPG

lordmancer-2

Сегмент онлайн-игр – один из лидеров по стабильности развития на рынке хай-тек. Увеличение степени проникновения мобильных технологий и высокоскоростного интернета, а также расширение круга лояльных онлайн-игроков способствуют постоянному росту этого направления. Первые два фактора также влияют на развитие цифровой экономики, в том числе рынка виртуальных валют. К 2017 году процент использования криптовалют достиг 0,1% от общемирового объема финансовых транзакций и будет продолжать расти. Для сравнения, доля рубля в международных расчетах составляет менее 1%.

Идея состоит в том, чтобы реализовать проект на стыке мобильных игр и виртуальных валют. Например, интегрировать криптовалюту в экономику онлайн-игры? У каждого варианта реализации этой идеи есть плюсы и минусы, постараемся их рассмотреть на примерах.

Разработчики Big Fish и Zynga официально разрешили оплату в биткоинах. Другие проекты зашли дальше, предлагая зарабатывать деньги в своих виртуальных мирах и конвертировать их в обычные деньги (фиат). Это, например, EverDream Soft с ORB Project, позволяющий пользователям продавать и покупать виртуальные объекты за настоящие деньги с помощью внутриигровых кошельков на основе блокчейна. В свою очередь Active Games недавно запустили MMORPG Lordmancer II, где каждый игрок может как покупать, так и продавать за криптовалюту игровые объекты.

Первопроходцем официальной конвертации игровых денег в реальные можно считать Project Enthropia, который еще в 2003 году официально позволял свободно обменивать PED (Project Enthropia Dollar) на фиатные деньги и обратно. Проект стал популярным во многом благодаря тому, что тысячи геймеров нашли возможность зарабатывать реальные деньги, играя в компьютерную игру. Вскоре удачная концепция была повторена в другом успешном проекте – Second Life. В 2014 году Project Enthropia был обновлен и переименован в Enthropia Universe. Одним из нововведений стала возможность свободной конвертации внутриигровой валюты в биткоин и обратно. В 2017 году Active Games в своем проекте Lordmancer II пошли еще дальше: каждый пользователь игры получает возможность переводить на свой игровой аккаунт внутриигровую криптовалюту Lord Coin прямо со своего кошелька Ethereum.

LM_token

На пути проекта могут встретиться подводные камни, например, потенциальные проблемы с непонятным во многих странах юридическим статусом криптовалют, а также вопросы технической реализации. Помимо вышеперечисленного, в индустрии не решены и традиционные проблемы, такие как черный рынок, обычно сопровождающий любую онлайн-игру. Давайте рассмотрим эти проблемы и варианты их решения.

Потенциальные юридические проблемы являются результатом неопределенного статуса криптовалют в мире. При этом, подход регуляторов тех стран, где на криптовалюту обратили внимание, может различаться кардинально. Поэтому, необходимо выделить список ключевых для проекта стран и разработать модель монетизации, которая не противоречит их законодательству.

В разных странах подходы к криптовалютам различаются. В некоторых африканских и арабских государствах хождение цифровых валют напрямую запрещено, а в таких странах, как Швейцария, Япония США и Норвегия криптовалюты разрешены, и под них разрабатывается правоприменительная практика. Соответственно меняется и налогообложение. Налоги платить придется, зато исчезнут любые другие риски и будет возможно долговременное планирование развития проекта. Отдельно следует просчитывать риски при проведении ICO. Например, в Китае они запрещены, хотя при этом Китай остается обладателем крупнейших майнинговых мощностей.

Тем не менее, можно работать даже в странах с очень строгими правилами. В Южной Корее – одном из крупнейших рынков онлайн-гейминга – существуют очень строгие законы, направленные против азартных игр. Они прямо запрещают любую форму торговли цифровыми товарами за фиат. Но на момент написания статьи в законодательстве Южной Кореи нет прямого запрета использования криптовалют, что позволяет организовать торговлю внутриигровыми активами за цифровые деньги. В экономике Lordmancer II предусмотрена возможность купли-продажи игровых активов за внутриигровую валюту LC (LordCoin) на базе блокчейна эфириума. Причем, сделки могут осуществляться как между игроками напрямую, так и через игровой маркет. Криптовалюта, в свою очередь, через биржу может быть конвертирована как в фиат, так и в другую криптовалюту.

Технические проблемы по большому счету связаны с применением технологий блокчейна. Основная – это относительно низкая скорость транзакций, высокие затраты вычислительных ресурсов и электроэнергии. Характерным примером стал проект криптокотиков, который значительно замедлил транзакции в блокчейне эфириума и поднял на них ставки. Для многих проектов это может стать объективной проблемой, необходимо понимать целесообразность применения блокчейна и эффективность этого решения. В проекте Lordmancer II внутриигровые кошельки обращаются к блокчейну эфириума только для совершения внешних транзакций, внутренние же транзакции проходят по традиционной централизованной схеме. Никакие котики и прочие технические сложности не способны серьезно повлиять ни на внутреннюю экономику, ни на скорость системы.

ico2_en

Одной из основных проблем игровой индустрии является черный рынок. Ботоводы паразитируют на онлайн-играх и рушат баланс игровой экономики, фармят валюту, продают за фиат редкие вещи, прокачанных персонажей и девальвируют игровые деньги. Самое популярное решение данной проблемы – отслеживание и блокировка подозрительных аккаунтов. Так делают практически все известные разработчики, например, Blizzard. Жизнь создателей таких продуктов, как ORB Project и Lordmancer II гораздо проще, ведь большинство запрещенных в других проектах видов экономической активности здесь изначально разрешены. Каждый игрок может купить или продать персонажа, внутриигровые вещи или любую другую собственность официально, поэтому существование черного рынка теряет всякий смысл. Естественно, всегда находятся люди, пытающиеся обмануть систему, но на это есть традиционные средства обеспечения цифровой безопасности и, конечно, блокировка.

Помимо обеспечения безопасности и стабильности самого приложения, жизненно необходима эффективная монетарная политика. Главной ее задачей является сохранение интереса к игре как обычных пользователей, так и пользователей, которые пользуются платными возможностями. Lordmancer II работает по схеме F2P. Битвы в игре могут происходить только между игроками примерно одинакового уровня. Донат всего лишь позволяет меньше времени тратить на прокачку персонажа до высших уровней. Во время игры не только растет уровень персонажа, но и добываются уникальные вещи, копится «золото». Игроки вправе покупать уникальные редкие вещи, прокачанных персонажей и прочие внутриигровые предметы, а также продавать добытые и заработанные. Для обеспечения этих операций и служит Lord Coin. Эта валюта может быть выведена из кошелька на криптобиржу и конвертирована в любую другую криптовалюту или фиат. Разработчик планирует «сжигать» часть валюты в процессе ее обращения, что призвано предупредить дефляцию и дополнительно обеспечить инвестиционную привлекательность валюты при торгах на бирже.

Идея совместить криптовалюту и внутриигровую экономику сулит разработчикам игр множество преимуществ: отсутствие черного рынка, возможность зарабатывать как на инвестициях, так и на фарминге с торговлей, а также свободный вывод средств. В будущем мы наверняка увидим множество успешных игровых проектов, использующих подобную гибридную экономику.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.